Против КОБ ("Концепции Общественной Безопасности")
Добро пожаловать на новый форум, посвященный обсуждению современных лжеучений, ересей жидовствующих, и апологии Православия.
login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

Поиск в православном интернете: 
Список форумов Против КОБ ("Концепции Общественной Безопасности") » Статьи » В.М.Кириллин «Просветитель» Преподобного Иосифа Волоцкого
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
В.М.Кириллин «Просветитель» Преподобного Иосифа Волоцкого
СообщениеДобавлено: Ср Сен 23, 2009 2:15 pm Ответить с цитатой
antikob
Зарегистрирован: 16.03.2009
Сообщения: 835




Антикоб: Решил вот разбавить свой скудный форум интересными материалами, подробнее раскрывающих проблематику, которая здесь обсуждается, в том числе про ересь жидовствующих 16 века. Для начала предлагаю вниманию основной источник по истории ереси - "Просветитель" прп.Иосифа Волоцкого в переводе В.М.Кириллина. Насколько я понял это перевод основной части "Просветителя", в котором содержатся основные, вводные данные по жидовствующим, достаточные для знакомства с этим явлением. Перевод сопровожден пространой статьей о ереси.
----------------------------

Владимир Михайлович
КИРИЛЛИН



«ПРОСВЕТИТЕЛЬ» ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ВОЛОЦКОГО


Опубликовано: Записки Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, 2000, 51, с. 117-142.


(ПЕРЕВОД С ДРЕВНЕРУССКОГО)


ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

В посл. тр. XV — нач. XVI столетия общественность Московской Руси пере­жила такое бурное брожение умов, какого до той поры никогда не испытывала. Отражения этой, пережитой тогда смуты выказывались в последующей россий­ской бытийственности многоразлично и, между прочим, все еще не до конца выявлены и не вполне осмыслены. Речь идет о так называемой новгородско-московской ереси, а точнее — о достаточно определенном комплексе умонастроений, кото­рые уже современниками были оценены как "жидовство", "жидовствование", "ересь жидовская мудрствующих".

Должно сразу отметить: означенные умонастроения, по справедливым наблю­дениям многих исследователей, в своем внутреннем, сущностном развитии не дос­тигли доктринальной целостности и единства. Однако применительно к христиан­ству. Православию, русским церковно-религиозным традициям и устоям они все же оказались однозначно деструктивными: питающие их идеи по сути представляли собой полное или частичное неприятие, отрицание принятой на Руси системы ду­ховных ценностей и модели общественного и индивидуального религиозного пове­дения, конкретно же — выражались в декларациях критики и протеста и соответ­ствующих последним поступках.

В плане ментальном и в контексте европейского средневековья "ересь жидовствующих" явилась как периферийный и, по-видимому, многократно преломлен­ный рефлекс того мощного духовно-интеллектуального процесса, который пример­но с кон. XIII в. будоражил Западную Европу. Я имею в виду великое, конечно же, по своей значимости и последствиям движение гуманизма, бесспорно оставившее мировой культуре огромные богатства, но, к сожалению, вместе со всем положи­тельным несшее в себе и отрицательное. В самом деле, не следует забывать: поскольку европейский гуманизм возрастал как дитя метафизической борьбы разума против духа, науки против веры, а смыслом и целью этой борьбы (может быть, тогда — в средние века — мало кем осознаваемыми) была, в сущности, эмансипация идеи и бытия человека от бытия и идеи Бога, поскольку внутренняя логика данного движения закономерно и неминуемо вела к постепенному умале­нию некогда доминирующей сферы религиозной мысли за счет все увеличиваю­щейся сферы секулярной мысли, к неодолимому утверждению рационализма на постаменте всепозволительной и всепроникающей критики и если и не к полному атеизму, то к очевидному стремлению использовать теологию как инструмент общественного управления и таким образом веру в Бога расчетливо подчинить служению сугубо социальным и индивидуалистическим интересам. Отсюда не удивительно, что в лоне гуманизма вызрели умонастроения, подвергавшие сомне­нию и даже отторжению глубоко гуманистическое содержание христианской религии и религиозного опыта христианской Церкви. Выражением таковых умонастро­ений были, разумеется, ереси, причем — самых разных толков. История христиан­ства немало их знает. В частности, и средние века по данному предмету доставля­ют богатейший материал.

Ереси, как известно, возникали в разной среде — например, профанной или эли­тарной; различались по характеру — скажем, были рационалистическими или мис­тическими; преследовали разные цели — религиозные, политические, социальные. Но наряду с отличительными чертами ереси всегда имели и нечто общее. Во-первых, все они вырастали на почве субъективного, хотя и нередко объективно обусловлен­ного неприятия существующего порядка вещей, сложившегося образа жизни; во-вто­рых, все они так или иначе были критически направлены против догматики и организационно-обрядовых традиций, принятых Церковью; в-третьих, все они находили идейную опору с одной стороны в ранних еретических учениях эпохи вселенских соборов, а с другой — в современных философских концепциях, появлявшихся по мере развития данной области научного знания, причем часто — в инохристианских культурах: иудейской, языческой, исламской. Собственно, и те умонастроения, кото­рые отличают ересь жидовствующих, вполне отчетливо характеризуются отмечен­ными общими, типологическими для всякой ереси особенностями.

Итак, в контексте всеевропейского средневекового менталитета ересь жидовству­ющих представляется, фигурально говоря, порочным плодом гуманизма. И вот что любопытно: родившись в православной "Русии", сей плод оказался нежизнеспособ­ным ребенком, но зато удивительным образом предварил идейно, (хотя бы по анти­церковной тенденции) порождения Западной Европы — реформацию и протестантизм, столь преобразившие в конце концов духовную жизнь некоторых европейских народов, которая некогда — в ограде католицизма — отличалась все-таки известным единством и гармоничностью. Разумеется, о полной аналогии сопоставляемых явлений говорить нельзя: суть русского "жидовства" была в резком, даже кощунственном отказе от христианства вообще, тогда как суть реформационно-протестантского дви­жения поначалу состояла лишь в отказе от догматического, политического и этичес­кого диктата папской церкви, но не от учения Христа и его ближайших последовате­лей апостолов.

_________________
http://antikob.livejournal.com
http://antikob.narod.ru
http://antikob.rutube.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя antikob Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Сен 23, 2009 2:30 pm Ответить с цитатой
antikob
Зарегистрирован: 16.03.2009
Сообщения: 835




У ереси жидовствующих имелись, конечно же, не только глобальные предпосыл­ки на уровне религиозно-философского и интеллектуально-эмоционального пони­мания и устроения жизни. В науке много говорено прежде всего о конкретных социально-исторических причинах, экономико-политических и церковно-государственных мотивах ее возникновения и распространения в Московской Руси [15; 19; 24].

Эта внешняя сторона в общем достаточно изучена, и потому здесь вряд ли стоит уделять внимание данному предмету еще раз (тем более, что публикуемый ниже текст позволяет вполне наглядно представить и панораму и остроту случившегося тогда конфликта). Гораздо важнее отметить другое: а именно то, что означенная ересь возникла не вдруг и не на пустом месте; ее появление имело, очевидно, свою довольно длительную предысторию, хотя и плохо освещенную. Во всяком случае, вполне можно говорить о предварительном и постепенном приготовлении отдельных русских умов к ереси, а также указать и на ту злокачественную почву, которая послужила питательной средой для ересемыслия.

Действительно, уже давно выявлена идейная связь "жидовская мудрствующих" с их предшественниками — "стригольниками", явившимися в Новгородской епархии столетием раньше и исповедовавшими сходные взгляды, которые, заметим, и к кон. XV в. еще не были изжиты [15]. Кроме того, установлено, что само стригольничество, в свою очередь, было идейно связано с ересями "солунских" и "болгарских" жидовствующих XIV в. [33; 41: 396](1) . Наконец, и эти ереси, по-видимому, сформировались не без влияния со стороны караимства — неталмудического (контрраввинистического в изначальной своей основе) религиозного движения евреев [33]. Следовательно, одно только зарождение ереси русских жидовствующих было обусловлено очевидной традицией: тем именно, что в недрах средневековых православных государств и народов (Византии, Болгарии, Руси) к XVв. накопился уже значительный опыт иноверия, инакомыслия, основанный как раз на принципиальной критике христианства и пересмотре его коренных положений.

Необходимо также иметь в виду и целый пучок духовно-интеллектуальных импульсов, способствовавших данному процессу. К еретичеству могли подталкивать, например, не только импульсы отрицательные (невежество, непонимание, неприятие), но и положительные (пытливое любопытство, стремление к образованию, самостоятельность мысли); не только внутренние (собственное религиозное побуждение, проистекающее от искаженности религиозных представлений, самомнение), но и внешние (реальное или мистическое воздействие со стороны, слепое следование чужому мнению); не только будто бы созидательные (благое намерение что-либо улучшить), но и разрушительные (злой умысел, расчет на уничтожение) и т.п.

Должно, кроме того, помнить, что в плане накопле­ния опыта критицизма именно Новгород Вели­кий — благодаря своим разнообразным связям с окру­жающим миром, своему старинному вольнолюбию и горделивому стремлению к независимости, включая и духовную, от кого и чего бы то ни было — представлял собой особенно подходящее место: здесь без труда, в непосредственном общении могли быть почувствованы и оценены, например, отличия между православием и католичеством, между христианством и другими рели­гиями; здесь запросто могли быть уловлены любые бро­дившие по миру идеи и настроения; здесь отлично — в области знания вообще — срабатывала "разница потен­циалов" и, соответственно, легко возникало напряженное "поле" для умственных беспокойств и блужданий. Так что зарождение ереси жи­довствующих не где-нибудь, а в Новгороде совсем не удивительно.





(1) Правда, не все ученые разделяют такой взгляд на стригольничество. Известны и попытки его защиты — особенно в советской медиевистике. Такова, например, позиция акад. Б.А.Рыбакова. Свое последнее исследование он строит прямо как апологию стригольничества [34]. Смело раздвигая исторические рамки этого — сугубо русского — движения и расширяя круг источников, якобы сопряженных с ним (храмовые росписи, иконопись, книжная миниатюра и орнаментика, мелкая пластика, памятники литературы и прочее), автор в итоге полагает, что псково-новгородские стригольники были "той передовой, наиболее культурной частью русского городского посада XIII- XIV вв., которая призывала к Разуму, пропагандировала книж­ность, установила культ Премудрости и подавала пример "чистого жития", а также "вела общество к более высокому уровню понимания своих задач" [34: 335].

[15] Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XV1 столетий: (Очерки социально-политической истории).— М., 1982.

[19] Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в.— М., 1960.

[24] Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века — М.; Л., 1960.

[33] Прохоров Г.М. Прение Григория Паламы "с хионы и турки" и проблема "жидовская мудрствующих" // ТОДРЛ.— Л., 1972.— Т. 27.— С.329-369.

[34] Рыбаков Б.А. Стригольники: Русские гуманисты XIV столетия.— М., 1993.

[41] Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв.— СПб., 1903.

_________________
http://antikob.livejournal.com
http://antikob.narod.ru
http://antikob.rutube.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя antikob Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Сен 23, 2009 2:52 pm Ответить с цитатой
antikob
Зарегистрирован: 16.03.2009
Сообщения: 835




Судя по тому что известно о начале ереси жидовствующих и характере первых ее проявлений, данное учение было завозным, иностранным, а его прозелиты ориенти­ровались (и, по-видимому, во многом) именно на нехристианские, чуждые Право­славию идеи и формы. Этому, считается, весьма способствовали: во-первых, тесней­шие контакты Новгорода с Литвой и Польшей [20: 140-142], где пребывало тогда немало иноверцев, в частности евреев разных вероисповедных толков — караимов, раввинистов, каббалистов [9: 5]; во-вторых, известное колебание Новгорода между великим князем Литовским и великим князем Московским [20: 140-142]. Однако, будучи привитой извне, ересь жидовствующих распространилась тем не менее уже исключительно в русском обществе — сначала в Новгороде, а потом в Москве, при­чем поразила собой как простонародье, так и привилегированные сферы, главным образом белое духовенство и мирян высокого ранга [15: 84-85].

Надо признать: хотя в целом еретическое движение не было внутренне — кон­цептуально и дисциплинарно — единым, тем не менее оно обладало очень сильными качествами, весьма способствовавшими его успеху. Еретиков отличала близость к властным структурам, закрытый, конспиративный характер общения и сравнитель­ная образованность. Особого внимания заслуживает именно последнее. Ибо, анали­зируя то немногое, что известно об умственных интересах и занятиях еретиков, мож­но точнее определить идейные корни и лучше понять сущность их учения — самый спорный предмет в науке.

Действительно, круг чтения еретиков был довольно широк и разнообразен, при­чем бытовавшие среди них сочинения были либо достаточно редко встречавшимися в русских библиотеках по самым разным причинам и, конечно же, не только из-за неготовности русских книжников воспринимать содержательно сложные тексты, либо вовсе не встречавшимися в силу их несоответствия духу и смыслу Православия, либо, наконец, едва лишь известными, но известными под знаком именно вредности, непо­лезности для жизни во Христе.

Популярные у жидовствующих сочинения являлись в основном переводными и по своему происхождению могут быть разделены на две группы — христианские и нехристианские.

К первой группе относились сочинения богословско-полемические и агиографи­ческие, например сочинения Дионисия Ареопагита, житие папы Сильвестра, слова Афанасия Александрийского против ариан, слово Козьмы Пресвитера против бого­милов, послание патриарха Фотия болгарскому царю Борису-Михаилу [24: 187]. Все они, вероятно, привлекали внимание еретиков прежде всего содержащейся в них ортодоксальной аргументацией по поводу различных догматических, церковно-практических и религиозно-философских вопросов. Однако такой сугубо кон­фессиональной христианской литературой жидовствующие не ограничивались. Их интересовали и светские по содержанию тексты, например Мудрость Менандра, сборник нравоучительных афоризмов и сентенций древнегреческого драматурга о любви, дружбе, вражде, добре, зле, труде, учении, лености, семейной жизни и т.д.; причем главной, связующей темой всех этих этико-философских изречений, по преданию собранных воедино святым Григорием Богословом, был вопрос о силе и возможности разума, о значении просвещения и образованности. Именно данная особенность сборника, по-видимому, и вызывала специальный интерес еретиков, тяготевших к рационализму.




[9] Григорьев В.В. Еврейские религиозные секты в России.— СПб., 1847.

[15] Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XV1 столетий: (Очерки социально-политической истории).— М., 1982.

[20] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.— М., 1991.

[24] Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века — М.; Л., 1960.

_________________
http://antikob.livejournal.com
http://antikob.narod.ru
http://antikob.rutube.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя antikob Отправить личное сообщение
В.М.Кириллин «Просветитель» Преподобного Иосифа Волоцкого
Список форумов Против КОБ ("Концепции Общественной Безопасности") » Статьи
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 3  
Страница 1 из 1  

  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  


Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS