Против КОБ ("Концепции Общественной Безопасности")
Добро пожаловать на новый форум, посвященный обсуждению современных лжеучений, ересей жидовствующих, и апологии Православия.
login.php profile.php?mode=register faq.php memberlist.php search.php index.php

Поиск в православном интернете: 
Список форумов Против КОБ ("Концепции Общественной Безопасности") » Иудаизм » Генрих Грец об Исааке Лурии.
Начать новую тему  Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема 
Генрих Грец об Исааке Лурии.
СообщениеДобавлено: Вс Апр 11, 2010 11:40 pm Ответить с цитатой
antikob
Зарегистрирован: 16.03.2009
Сообщения: 835




Хотелось бы разместить интересный материал об Исааке Лурии, который я обнаружил в 10-ом томе знаменитой "Истории евреев" Генриха Греца. Вначале немного об авторе:

Цитата:


ГРЕЦ, ГЕНРИХ (Graetz, Heinrich) (1817–1891), еврейский историк и экзегет, родился в Познани (Польша) 31 октября 1817. После получения традиционного еврейского образования учился в 1837–1840 у видного приверженца ортодоксального иудаизма Самсона Гирша, ставшего впоследствии раввином в Ольденбурге. В 1842 поступил в университет Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), а затем в университет Йены, где получил докторскую степень (1845). С 1854 до самой смерти преподавал историю и экзегезу. В 1860 стал профессором университета Бреслау. Приверженец ортодоксального иудаизма, Грец участвовал в полемике с представителями реформистского иудаизма.

Большую известность как историку принес Грецу его многотомный труд История евреев от древнейших времен до современности (Geschichte der Juden von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart, 1853–1876). Во время работы над ним он совершил путешествие в Палестину.

Умер Грец в Мюнхене 7 сентября 1891.




Экзальтированная каббала Исаака Лурии и Хаима Виталя; их вредное влияние (на иудаизм).

[Публикуется по "История евреев от древнейших времен до настоящего". Том 10. (Одесса, 1908) Стр.342 -- 355. Ссылки и примечания опущены.]

...Да и как могло трезвое и критическое исследование найти отклик в то самое время, когда одурманивавшая умы каббала господствовала в еврействе, восхваляя слепую веру, как высшую добродетель, и стараясь довести восторженность до фанатической экзальтации. Фантазерство Соломона Молхо и Иосифа Каро и их мессианская экзальтированность являются образцом спокойствия и рассудительности по сравнению с той исступленностью, которая охватила их преемников, справляя настоящий шабаш. В последние тридцать лет 16 столетия каббала достигла в Палестине неограниченного господства, а оттуда распространилась по всей Турции, Польше, Германии и Италии; она запутала и затемнила умы, даже испортила сердца, и беспощадно подавляла всякую здоровую мысль или же клеймила ее ересью и грехом. Снова, как в эпоху юного христианства, в Галилее в особенно в области Сафета появилось множество злых духов и одержимых бесом, которые вызывали мистические заклинания и открывали глубочайшие тайны. Неизвестно только, вызвали ли беснующиеся заклинателей или наоборот. Наступило время каббалистической исступленности, которая сопровождалась необузданностью и испорченностью и подрывала доверие не только к наукам, но даже к Талмуду. В то время, как в европейском мире ночной мрак средневековья почти исчез, в еврействе начались лишь мрачные и темные средние века. Носителями этого течения, охватывавшаго все более широкие круги еврейства, были Исаак Лурия и его ученик, Хаим Виталь Калабрезе.

(продолжение следует)


Последний раз редактировалось: antikob (Пн Апр 12, 2010 12:09 am), всего редактировалось 1 раз

_________________
http://antikob.livejournal.com
http://antikob.narod.ru
http://antikob.rutube.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя antikob Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Апр 11, 2010 11:42 pm Ответить с цитатой
antikob
Зарегистрирован: 16.03.2009
Сообщения: 835




(продолжение)

Исаак Лурия Леви (род. в Иерусалиме 1534 г., ум. в 1572 г.) происходил из одной немецкой семьи. Рано лишившись отца, молодой Исаак очутился в Египте в доме своего богатого дяди, откупщика налогов, Мардохая Франсиса, в стал изучать Талмуд. Своим ясным умом он выделялся среди учеников Давида ибн-аби-Зимра, и в возрасте 24 лет он уже считался крупным раввинским авторитетом, не уступавшим и необыкновенному знатоку талмудической литературы, Бецалелу Ашкенази. Вероятно, Ибн-аби-Зимра и посвятил его в каббалу, которая затуманила его ум и совершенно овладела всеми его помыслами. Сухое изучение Талмуда, наполнявшее голову огромной ученостью и бесплодной казуистикой и формалистикой, но оставлявшее пустым сердце, по-видимому, не удовлетворяло Лурии и привело его к фантастической мистике. Он предпочел шумной школе жуткое одиночество в долине Нила, а сухой рассудочной формалистике—углубление в мистические миры и экзальтированные молитвы. Зогар, который в то время был впервые отпечатан и потому стал доступен каждому, произвел на него сильное впечатление. Чем более он углублялся в дебри Зогара и увлекался каббалой, тем более искал он одиночества, избегал сношений с людьми, пренебрегал даже своей молодой женой, посещая свой дом лишь по субботам (его богатый тесть заботился о нем в его семье), говорил мало и только на еврейском языке. В этом тихом одиночестве Лурия провел несколько лет, и оно сделало его, как и всех тех, у которых рассудок не сильнее фантазии, экзальтированным фантастом; его постоянный спутник, мистический Зогар, много способствовал разгорячению его воображения. Глубоко убежденный в происхождении этой книги от Шимона бар Йохая и божественном происхождении содержащихся в ней нелепостей и фантазий, Лурия искал в ней высших откровений и глубочайшей мудрости. Он молился и проливал слезы, стараясь постичь загадочные и темные места Зогара; когда же ему казалось, что он находил ключ к разгадке их, он не сомневался, что обязан этим самому пророку Илии; в своей разгоряченной фантазии он видел Илию, этого учителя таинств.

Что открыл ему пророк Илия или Зогар или, вернее, его собственное воображение? Сначала он старался привести в стройную и цельную систему разрозненные и беспорядочные элементы Зогара; это равносильно попытке отыскать логическую связь в болтовне безумца. Каирский отшельник старался показать, каким образом Бог создал мир с помощью сефир, каким образом Божество проявляется в форме существ и каким образом оно как бы сократилось, чтобы развить из своей бесконечности конечные существа. Он составил систему в виде чрезвычайно запутанной сети разнообразных сил, сопротивлений, действий и противодействий, форм и ступеней (Parsophim) в четырех мировых сферах, именно выделения, творения, образования и изменения. Эти лишенные всякого содержания понятия он обозначил такими причудливыми именами, что он впоследствии справедливо жаловался: никто не в состоянии понять его мистической системы. Лурия хотел всякому выражению и всякому слову в Зогаре, брошенным ради эффекта или в погоне за каламбуром, придать глубокое, бесконечно глубокое значение; таким образом то, что было несущественно в лживой книге Моше де Леона, приобрело важность в мозгу Лурии. Первобытный человек (Adam Kadmon), старец времен (Atik Jomin), длинное лицо (Arich Аnріn), короткое лицо (Seir Anpin), мужское и женское, отец и мать, мозг, светила, искры и сосуды (органы, Kelim), зачатие, сосание и рост, союз и разрыв (Siwug, Nesira) и многое другое имели для него глубокое значение, так как он воображал, что с помощью этих пустых понятий можно построить систему мира. Во всей этой туманной и путанной мистике нова лишь следующая теория: органы, с помощью коих божественная благодать сообщается миру, разрушились от слишком сильного напора (Sod Schebirat Kelim), вследствие чего восстал новый хаос из семи ступеней (Schewa Melachim), а из этого беспорядочного хаоса произошло новое творение. Но эта запутанная теория о сотворении мира была для Лурии лишь предпосылкой для, казавшейся ему более важной, практической части каббалы, с помощью коей можно было установить божественный миропорядок (Olam ha-Tikkun). Эта практическая каббала Лурии покоится на следующем не менее странном учении о душе, тоже основанном на фантазиях Зогара.

Души отражают в себе тесную связь бесконечного с конечным, и они многообразны. Все души, которые являются во времени, созданы были вместе с Адамом, но каждая душа, в зависимости от своей ступени, высокой или низкой, образована из высоких или низких форм и органов. Поэтому имеется мозговая душа, глазная, ушная, ручная, ножная. Каждая из них является истечением или искрой (Nizuz) Адама. После грехопадения первого человека (каббала также признает наследственный грех) смешались высокое и низкое, высшие и низшие души, добро и зло. Таким образом самые чистые существа содержат примесь злого или демонического начала, «скорлупы» (Kelipha). Но нравственный миропорядок или же просветление первого человека не может наступить, пока не будет устранено последствие грехопадения, смешение добра и зла. От самых низких душ происходят язычники, напротив еврейский народ происходит от высоких душ; но как первые не лишены примеси добра, так и евреи не свободны от испорченности и демонических элементов; это и является вечным побуждением к греховности и мешает избранной части человечества исполнять Тору, заповеди Божии. Мессианская эпоха устранит этот извращенный грехопадением миропорядок и поведет к обожествлению мира, т. е. к проникновению всей вселенной благодатью Божиею. Поэтому прежде всего необходимо отделить добро от зла, а это может совершить только Израиль, если он или совокупность его членов освободится от примеси зла. Для этой цели души (сначала еврейские) должны переселяться в тела людей и животных, даже в реки, дерево и камни. Учение о переселении душ образует центр тяжести каббалы Лурии; он своеобразно развил ее еще дальше. Согласно его теории, души благочестивых евреев также должны переселяться, ибо и они не свободны от демонической примеси; нет праведника на земле, который бы творил одно добро, не совершая грехов. Таким образом Лурия разрешил проблему, которой не могли преодолеть старые каббалисты, например, каким образом душа Сета переселилась в Моисея?

(продолжение следует)

_________________
http://antikob.livejournal.com
http://antikob.narod.ru
http://antikob.rutube.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя antikob Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Апр 11, 2010 11:50 pm Ответить с цитатой
antikob
Зарегистрирован: 16.03.2009
Сообщения: 835




(продолжение)

Это отделение злых и добрых элементов или это раскаяние в грехопадения и устранение его последствий или же восстановление миропорядка времени Адама потребовали бы чрезвычайно долгого времени, в виду постоянного возбуждения к совершению грехов. Но имеется средство ускорить этот процесс; это средство является вполне самостоятельным изобретением Лурии. Помимо переселения грешных душ, содержащих демонические элементы, существует еще и зачатие душ (Ibbur, superfoetatio). Если даже просветленная душа не исполнила на земле каких-либо религиозных предписаний или же не имела случая исполнить свой долг, то она принуждена снова возвратиться на землю, прильнуть к душе живого человека, соединиться и тесно сплотиться с ней, дабы исполнить свое назначение. Даже отпущенные души благочестивых, безгрешных людей от времени до времени возвращаются на землю, чтобы поддержать, ободрить и обнадежить слабые, колеблющиеся души, которые собственными силами не могут создать добра. Эти светлые души срастаются с борющимися душами и сливаются с ними. Даже три души могут слиться в одну душу, но только при условии, если эти души родственны одна другой, т. е. происходят из одной и той же искры или органа Адама. Вообще только однородные (гомогенные) души притягивают одна другую, напротив разнородные (гетерогенные) души отталкивают одна другую. Согласно этой теории изгнание в рассеяние Израиля имеет целью искупление мира и душ. Просветленные души благочестивых евреев должны соединиться с душами других народов, дабы освободить их от живущих в них демонических элементов.

Исаак Лурия мечтал о целой системе переселений и удвоения душ. Он думал, что он разгадал тайну происхождения, родства и развития душ. Ему казалось также важным установить различие душ в половом отношении; ибо в мужских телах бывают иногда женские души и наоборот, в зависимости от сродства и переселения душ. При вступлении в брак, весьма важно установить, подходят ли души мужчины и женщины одна к другой по своему происхождению и своей ступени или нет. В первом случае они произведут хорошее потомство, во втором же случае они разойдутся. Владея этой тайной, каирский фантаст воображал, что обладает средством путем заклинаний принудить добрые души слиться с телами живых людей и поведать о том, что они испытали в ином мире. Таким образом, он имел ключ к мессианскому царству и к установлению божественного миропорядка. Раз он был в состоянии по лицу живых людей узнать и разъяснить им, в какой связи с высшим миром находится живущая в них душа, каковы были её прегрешения, за которые она была возвращена на землю, какие скитания она уже пережила, чем она может снова восстановить порядок в высших мирах, как ей освободиться от пут живущих в ней злых духов, с какой душой ей следует слиться, раз он мог указать на определенные заклинания, с помощью коих можно было привлечь к себе чистые души для того, чтобы начать новую, высшую, нравственно-религиозную и аскетическую жизнь, то ему должно было быть не трудно и ускорение пришествия мессии, которое заключается ни в чем ином, как в спасении душ сынов Адама. Лурия воображал, что обладает душой мессии по линии Иосифа и что его предназначение—спасти мир. Он всюду видел духов и слышал их шепот в журчании вод, в шелесте деревьев и трав, в пении и щебетании пташек, в пылающем огне. Он видел, как души отрывались от тел, покидая их, возносились в высь или же поднимались из могил. Всего чаще он сносился с духами библейских, талмудических и раввинских праведников и особенно с Шимоном бар Йохаем; он знал, какие души слились с его современниками, и называл их по имени первых. Словом, Лурия духовидец и заклинатель, второй Авраам Абулафия или же Соломон Молхо; он будил мессианские надежды с помощью каббалы, но трезво и прибегая к софистике; он внес в каббалу талмудическую казуистику.

С высоты своей спасительной мистики он несколько презрительно смотрел на большинство каббалистов прежнего времени и своих современников, удостаивая лишь немногих этого почетного звания; поэтому же он отвергал большинство каббалистических сочинений, за исключением произведений Исаака Слепого и Нахманида, считая первые придуманными мудрствованиями, ничего общего не имеющими с истинными и не искаженными традициями. Дух, об откровениях коего сообщал Иосиф Каро, Лурия прямо называет духом лжи. Не будучи высокомерным, он все-таки воображал, что только он один вполне постиг каббалистическую мудрость. В Египте Исаак Лурия со своим лабиринтом высших миров, своей теорией сотворения и спасения мира не встретил почти никакого отклика. Никто не заботился об уединенном мечтателе, как и он, впрочем, не заботился о реальном мире. Вероятно для осуществления своей высокой миссии, он переселился с семейством в Сафет, этот каббалистический Иерусалим, где каббалистическое учение находилось в полном расцвете и где творение Моше де-Леона, Зогар, было так же боготворимо, как и закон Моисея, сына Амрама. Почти вся коллегия раввинов и все видные члены общины Сафета были каббалисты: во главе Иосиф Каро, его двойник, Соломон Алкабец, далее Моисей Кордоверо (род. в 1522 г., ум. в 1570 г.), имевший собственную школу, Моисей Алшайх, болтливый и ограниченный проповедник, Илия де-Видас, Элиша Галико, Иосиф Сагис, Моисей Басула, переселившийся из Анконы в Сафет, и еще целый сонм молодых мистиков. Этот город был в то время населен исключительно зажиточными евреями. Члены общины не знали материальных забот, и потому каббалисты могли безпрепятственно проповедовать свои бредни. Находясь под защитой любимца султана, наксосского герцога, они чувствовали себя как бы в собственном государстве, где они были сами законодателями и властелинами. По предложению Иосифа Сагиса, некоторые каббалисты образовали особый союз, члены коего собирались по пятницам и совершенно открыто исповедовались друг перед другом в своих грехах. Каббалисты, в подражание католицизму, дошли даже до тайной исповеди и до почитания мучеников. Такова была среда, в которую Исаак Лурия, творец новой каббалы, хотел внести еще новые заблуждения.

(продолжение следует)

_________________
http://antikob.livejournal.com
http://antikob.narod.ru
http://antikob.rutube.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя antikob Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Апр 11, 2010 11:55 pm Ответить с цитатой
antikob
Зарегистрирован: 16.03.2009
Сообщения: 835




(продолжение)

В первое время после своего прибытия в Сафет (около 1569 г.) он, по-видимому, не имел никакого влияния на каббалистов. Чему он мог научить этих седых мистиков? Он держался отлично от всех других. Он не сидел над книгами, не носил с собой даже Зогара, а любил бродить по полям и кладбищам. Лишь благодаря его знакомству с еще более экзальтированным, но, может быть, не столь честным фантастом, итальянцем Хаимом Виталем Калабрезе, он приобрел популярность и увлек все еврейство своими фантазиями. Калабрезе (род. в 1543, уж. в тамузе 1620 г.), отец коего был переписчиком свитков Торы, переселился в Палестину из Италии. В своей юности Виталь немногому учился и слегка познакомился с Талмудом и каббалой у Моисея Алшайха и Моисея Кордоверо. Зато он обладал дикой фантазией и питал решительную склонность ко всему авантюристическому и шумливому. Два с половиною года Виталь занимался алхимией и искусством изготовления золота, пользуясь при этом каббалистическими формулами. От этого занятия он перешел к каббале Лурии. Неизвестно, кто кого отыскал; но их приверженцы рассказывали, что Лурия прочел на лбу Виталя, будто последний обладает избраннейшей душой из чистейшего душевного эфира, даже не запятнанною адамовским грехопадением, и что Лурия лишь ради него переселился из Египта в Сафет; возможно, что Виталь первый отыскал Лурию, чтобы познакомиться с его новой каббалой. Во всяком случае несомненно, что они оба, сами не желая этого, обманули друг друга. Лурия, увлеченный авантюристическим характером Виталя, надеялся, что последний поможет ему исполнить миссию спасителя мира, а Виталь, в свою очередь, дал себя увлечь Луриею и возмечтать о себе, будто на него возложена великая миссия. Сидя в челноке, беззвучно скользившем по зеркальной по верхности Тивериадского озера, Лурия впервые поведал своему новому ученику свои каббалистические тайны; он нашел его достойным этого, ибо он утолил свою жажду из источника Мариами. С того времени каирский мистик, бывший в возрасте лет тридцати, и его итальянский ученик, бывший на несколько лет моложе учителя, были так неразлучны, что предание сообщает о них, как об едином человеке. Они вместе бродили по пустыне и посещали могилы, особенно могилу Шимона бар Йохая в Мейроне, мнимого автора Зогара. Это было любимым местом Лурии, ибо тут из могилы этого мнимого отца мистицизма ему было легче вызывать его дух. От времени до времени Лурия посылал своего ученика произносить заклинания и научил его известным формулам, состоявшим в различных перестановках букв имени Бога. Конечно, злые духи оставляли Виталя, напротив, добрые духи посещали его и открывали ему великие тайны. Виталь, со свойственной ему шумливостью и страстью к эффектам, стал повсюду преувеличенно расхваливать необыкновенную, почти божественную натуру своего учителя, его власть над душами живых и мертвых людей, его глубокое проникновение таинствами каббалы, его план спасения мира и его способность точным указанием прегрешений повести людей по пути улучшения и исправления. До тех пор уединенный Лурия внезапно был окружен целыми толпами посетителей; к нему приходили молодые и старые каббалисты, чтобы услышать новое откровение. Несколько учеников присоединились к нему, и он их посвятил в тайны своей запутанной головы; он указал каждому, какая адамовская душа живет в них, какие скитания уже испытала их душа прежде, чем очутилась в их теле, каково их призвание на земле, что им сделать, дабы восстановить нарушенный грехопадением миропорядок и ускорить пришествие мессии. Конечно, никто и не вздумал сомневаться в истинности этих сообщений, ибо умы и без того были затуманены каббалой. Ученикам Лурии было очень лестно слышать и распространять, что в них возродилась душа того или другого библейского героя или талмудического мудреца. Из примкнувших к нему учеников Лурия составил два класса, посвященных и послушников.

Деятельность Лурии и его кружка заключалась в каббалистических беседах, заклинаниях и вызывании духов. Часто он отправлялся со своими приверженцами в близлежащий Мейрон, где якобы находилась могила Шимона бар Йохая; там он указывал каждому из них особое место в том порядке, в каком якобы сидели перечисленные в Зогаре (но на самом деле никогда не существовавшие) ученики Бар Йохая. В падкое на чудеса время и в жаждавшей чудес среде Лурия встретил поразительный отклик. Ему уже удалось образовать из своих учеников и их семейств особую каббалистическую общину, которая занимала особый замкнутый двор и чуждалась главной еврейской общины. Словом, Лурия готовился создать новую еврейскую секту. В субботу он одевал белое (цвет милости) платье, состоявшее из четырех частей, соответственно четырем буквам имени Бога.

Основой всех его откровений и всей его деятельности была вера в то, что он мессия из колена Иосифа, предтеча мессии из дома Давидова. Однако он лишь туманно намекал своим ученикам об этом. Он был убежден, что мессианская эпоха началась с наступлением второй половины второго тысячелетия со времени разрушения храма. Именно потому, что близко наступление мессианского царства, он считал себя вправе обнародовать свои каббалистические тайны. Однажды, в пятницу, незадолго до наступления субботы, Лурия собрал своих учеников, повел их, с пением субботних песен, в поле и задал им вопрос: «Хотите ли вы отправиться в Иерусалим и там отпраздновать субботу?» (расстояние от Сафета до Иерусалима равно прибл. 25 милям). Ученики Лурии были ему так преданы, что они, по его повелению, готовы были бы нарушить даже святость субботы. Он же сказал это, преисполненный веры, что в этот момент мессия появится в Иерусалиме. Некоторые его ученики ответили: «Мы хотим сперва сообщить нашим женам о нашем внезапном путешествии». Лурия ответил им, что они своей медлительностью снова отсрочили пришествие мессии. Еще при его жизни распространились слухи и том, что он чудотворец, способный даже воскрешать мертвых. Эти слухи дошли до Лурии, и он был настолько честен, что назвал их сплошным вымыслом.

(продолжение следует)

_________________
http://antikob.livejournal.com
http://antikob.narod.ru
http://antikob.rutube.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя antikob Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Апр 12, 2010 12:01 am Ответить с цитатой
antikob
Зарегистрирован: 16.03.2009
Сообщения: 835




(продолжение)

Между тем возникли и опасения по поводу совсем небезопасной деятельности Лурии и его приверженцев. Еще были, хотя и немногочисленные, противники каббалы. Столетний старец, Давид ибн-аби-Зимра, учитель Лурии, предостерегал его, чтобы не обходиться с этими глубокими и опасными тайнами, как с повседневными вещами. Первый раввин Сафета, Иосиф Каро, который с некоторой завистью следил за успехами Лурии, не был высокого о нем мнения. Один еврей в Сафете имел даже мужество сказать Лурии в лицо, что он не верит во все это каббалистическое сумасбродство. Ученики Кордоверо не придавали Лурии большого значения. Даже некоторые из его учеников не совсем верили в его пламенные слова. Лурия был принужден даже изгнать из своего кружка одного из своих учеников, Илию Фалко. Несмотря на то, что Лурия неоднократно призывал своих учеников к мирной совместной жизни и деятельности, дабы вызвать соединение их душ, в их среде часто возникали трения, ибо каждый хотел быть первым в небесном царстве. Особенно высокомерно держал себя Хаим Виталь Калабрезе, который всюду протискивался вперед и даже, по-видимому, пользовался влиянием на своего учителя. Лурия уже носился с планом отказаться от всех своих учеников, оставив при себе лишь трех-четырех из них, как внезапно его постигла смерть от свирепствовавшей тогда чумы (5 ава, август 1572 г.). Bo время пятидневной болезни Лурии его преданные ученики оплакивали потерю, грозившую им и всему миру, и спрашивали его, что станется с его пророчествами. И тогда он, по их словам, стал утешать их и обещал снова придти к ним во сне или наяву, быть может, даже в своем прежнем виде. Более правдоподобно звучит рассказ о том, что Лурия на смертном одре простил всех тех, которые его обманывали, и хотел вознаградить тех, которые были, быть может, обмануты им.

Внезапно последовавшая смерть тридцативосьмилетнего мистика еще более способствовала его прославлению. Смерть окружает такие натуры таинственным ореолом, и преклонение пред ними с годами все усиливается и возрастает. С чисто восточной склонностью к преувеличениям ученики Лурии считали его чем-то повыше чудотворца; они называли его «святым и божественным» и, для увеличения своей собственной славы, вербовали Лурии и его экзальтированному фантазерству новых приверженцев. Они уверяли: если бы Лурия мог прожить еще пять лет, он так основательно улучшил бы мир, что мессианская эпоха неизбежно наступила бы. Авраам Абулафия, который самостоятельно разрабатывал каббалу, был объявлен еретиком и преследуем. Исаак же Лурия, который делал то же на основании Зогара, был боготворим.

После смерти Исаака Лурии, на первый план выдвинулся Виталь Калабрезе; он тотчас же возомнил себя учителем своих бывших соучеников, утверждал, что Лурия в последние минуты своей жизни назначил его своим преемником, и отнял у них, якобы во исполнение последней воли покойного, все письменные материалы, оставшиеся у них от Лурии. Он хотел, чтобы это новое учение было в точности известно лишь ему одному и потому стал уверять учеников Лурии, что, если они опубликуют его новые откровения, то отсюда проистекут ересь и опасности для спасения души. Виталь Калабрезе еще намекнул на то, что он мессия из колена Иосифова. Однако некоторые ученики не вняли уверениям Калабрезе и стали распространять учение Лурии в том виде, в каком они его восприняли от своего учителя, в различных странах; между ними выделился Израиль Сарук, переселившийся в Италию. Преклонение пред Лурией было так велико, что его поклонники платили большие суммы денег за предметы, находившиеся в его употреблении, и особенно за его сочинения.

(продолжение следует)

_________________
http://antikob.livejournal.com
http://antikob.narod.ru
http://antikob.rutube.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя antikob Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Апр 12, 2010 12:04 am Ответить с цитатой
antikob
Зарегистрирован: 16.03.2009
Сообщения: 835




(продолжение)

Каббала Лурии причинила всему еврейству несказанный вред. Она покрыла еврейство таким толстым слоем плесени, что еще и по сие время не удалось совершенно удалить ее. Co времени Лурии, наряду с талмудически-раввинским иудаизмом, образовался и зогаро-каббалистический. Ибо, лишь под его влиянием, лживая книга Зогар была поставлена на ряду со Св. Писанием и Талмудом и даже выше их. Школа Лурии канонизировала каждое слово Зогара, наложив на него печать святости. С того времени умопомрачающее обилие бессмысленных формул и бессодержательных слов, перестановки букв, искажения имени Бога, ложные и произвольные истолковывания Св. Писания—все это еще более, чем прежде, стало считаться глубокой мудростью и истинной религиозностью. Каббала Лурии видела во всякой мелочи, во всяком пустяке нечто важное в возвышенное, и этим она еще более скрепила печать бездушной мелочности, уже и прежде наложенную на иудаизм раввинским педантазмом. Предписания Лурии (Minhagim) возбуждают смех, но в то же время вызывают грусть, ибо показывают, как самые возвышенные идеи могут быть загрязнены и принижены. Эта каббалистика учит: следует в субботу носить белое платье и во всяком случае избегать черного и красного цвета; обедать только за столом с четырьмя ножками; в субботу есть рыбу, так как рыбы не имеют век и таким образом символизируют божественное Провидение; следует всегда смотреть на ногти пальцев, но не следует складывать пальцы обеих рук. Лурия превратил иудаизм в особый вид учения Брамы. По его учению не следует убивать животных, даже самых крошечных и безобразных. К уже давно накопившимся суеверным обычаям, обильно позаимствованным от всех времен и народов, каббала Лурии прибавила еще бесчисленное множество новых суеверий, например: не следует держать в доме голубей, ибо это приносит детям смерть; в доме, в котором уже раз жили, не следует снова поселяться до истечения семи лет; не следует раздевать две вещи сразу. Каббала Лурии содержит до смешного точные и подробные предписания, как следует одевать и раздевать платья.

Мистика Лурии подчеркнула одно важное обстоятельство, которое странным образом отсутствовало в еврействе, именно благоговейное чувство во время молитвы; но и это благоговение выродилось скоро в каббалистические забавы. Каждое слово и каждый слог в молитвах должны были быть благоговейно взвешены в приведены в связь с мирами Sefirot, с именами Бога и еще со многим иным. Правда, каббала Лурии требовала жизнерадостного настроения и презирала мрачных и хмурых людей, вспыльчивых и раздражительных; но эта жизнерадостность, вследствие примеси мистицизма, была какой-то подавленной и жуткой, как смех безумца. Центральным пунктом каббалы Лурии является суббота с ее молитвами и трапезами. Каббала считала субботу воплощением миров Sefirot и Божества (Schechina), называла ее Яблочным садом (Chakal Tappuchin) в утверждала: все, что делается и совершается в субботу, влияет на высший мир. Лурия со своими учениками встречали субботу песнопением о «мистической невесте». Для этой цели Лурия сочинил халдейские песни, полные бессодержательных и непонятных формул. Важнейшей частью субботы были послеобеденная молитва и трапеза (mincha) вплоть до всхода субботы, до «часа разлуки с невестой». Счет дней от Пасхи до Пятидесятницы, являющийся по Талмуду пустою формальностью, был каббалой окружен каким-то мистическим ореолом. Иосиф Каро, хотя в сам каббалист, все же указывает в своем кодексе, что следует избегать напоминающего жертвоприношение истребления птиц накануне Судного дня. Напротив, Исаак Лурия и его школа превратили этот суеверный обычай в высокий религиозный акт и даже составили всевозможные предписания по этому поводу. Каббала Лурии ввела даже нечто вроде второго Судного дня. Седьмой день праздника Кущей, день осанны, считался в старину радостным днем, и в храме в этот день алтарь обыкновенно украшался ветками вербы, символа воды и плодовитости. Позже в вавилонских общинах возник обычай брать эти ветки в руки и потрясать ими, чтобы спала листва. Иосиф Каро не решался еще придать в своем кодексе этому дню характер высшего мистического освящения. Лишь направление Лурии в духе Зогара превратило этот день в Судный день в малом виде, предписав мистическое бодрствование в течение всей предшествующей ночи, и узрело в каждом листе вербной ветки и особенно в семикратном обходе синагоги со свитками Торы в руках особое мистическое содержание. Кроме того каббала Лурии, буквально насилуя чужую совесть, вменила благочестивым евреям в обязанность ознакомиться с нею под угрозою, что, если кто этого не сделает, его душа будет переселяться из одного тела в другое, покуда она не усвоит себе каббалу. Мистика Лурии оказала вред и в нравственном отношении. Она утверждала: в браке требуется гармония душ, которая, с точки зрения мистика, а не поэта, встречается редко, и, если возникает какое-нибудь несогласие в браке, то последний не является союзом, предустановленным гармонией сефир. Поэтому каббалисты (а кто в то время не был каббалистом?) при первой же малейшей перебранке с женой разводились с нею и искали гармонирующую с ними и предустановленную половину, и разводы стали весьма частым явлением в каббалистических кругах. Нередко каббалисты покидали своих жен и детей на Западе, переселялясь на Восток и вступали там в новый брак, а часто даже по несколько раз, при чем дети от различных браков ничего не знали друг о друге.

(окончание следует)

_________________
http://antikob.livejournal.com
http://antikob.narod.ru
http://antikob.rutube.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя antikob Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Апр 12, 2010 12:06 am Ответить с цитатой
antikob
Зарегистрирован: 16.03.2009
Сообщения: 835




(окончание)

Эти пагубные каббалистические учения не остались мертвой буквой, а, напротив, были тотчас же практически осуществлены их приверженцами. Последние даже составили особый каббалистический кодекс, регулировавший их религиозную жизнь. Культ могил в Палестине, под влиянием Лурии, еще более возрос в выродился скоро в безумные оргии. Уже издавна существовал обычай 18 иара (в мае) посещать мнимую могилу Шимона бар Йохая в Мейроне и сжигать там дорогие вещи и даже драгоценные кашемировые шали. В этой процедуре участвовали женщины, дети, а также магометане, причем, судя по сообщениям, было всегда очень весело, а нередко происходили и безнравственные излишества. Но каббалисты школы Лурии хотели чем-либо перещеголять толпу. И вот они стали два раза в году, именно до Нового года и Пятидесятницы, проводить на могиле 10 дней и 10 ночей. Между мнимыми могилами Бар Йохая и его сына, Элеазара, был устроен шатер, и под этим шатром каббалисты поочередно громко читали Зогар и толковали его, согласно указаниям Лурии. Слуга приносил им кушанья и напитки, а четверо магометанских стражников охраняли их.

Таким образом, при ближайшем рассмотрении, блестящий свет, падавший от еврейского герцога Наксоса и других влиятельных при турецком дворе евреев на их восточных единоверцев, был подобен блуждающему огоньку, который озаряет светлой полосой болотную местность. Ибо в то время еврейство, действительно, погрязло в религиозном болоте, снова пережив возврат к язычеству. И всего печальнее, что не раздалось ни одного предостерегающего, хотя бы и слабого, голоса, не восстал ни один человек, который бы прозрел опасность и заклеймил бы виновников.

* * *

_________________
http://antikob.livejournal.com
http://antikob.narod.ru
http://antikob.rutube.ru/
Посмотреть профиль Найти все сообщения пользователя antikob Отправить личное сообщение
Генрих Грец об Исааке Лурии.
Список форумов Против КОБ ("Концепции Общественной Безопасности") » Иудаизм
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 3  
Страница 1 из 1  

  
  
 Начать новую тему  Ответить на тему  


Powered by phpBB © 2001-2004 phpBB Group
phpBB Style by Vjacheslav Trushkin
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS